Центр лицензирования & сертификации

м. Лубянка, Фуркасовский пер. дом. 3, под. 2, этаж 3

(495) 730-53-63

  Полезно знать
  Новости
Лицензирование
Сертификация
Юридические услуги
Классификаторы
Информация
Полезно
  Интернет магазин
  Адреса ИМНС, ПФ ...
  Обучение
  Новости
  ОКВЭД
Помощь
О нас
Новости LICENCING.RU
Полезно - проведение сотрудниками милиции проверок и ревизий коммерческой деятельности

05.09.2005

Министр внутренних дел утвердил Инструкцию о проведении сотрудниками милиции проверок и ревизий коммерческой деятельности.

Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее - Инструкция - описана ниже), утвержденная Приказом Министерства внутренних дел РФ от 02.08.2005 Nа636, является первым (по крайней мере, не имеющим грифа секретности) нормативным актом МВД, который регулирует процедуру милицейских проверок и ревизий.

ЗАКОН - ХОРОШО, А ИНСТРУКЦИЯ - ЛУЧШЕ

До ее утверждения милиция в данной области должна была руководствоваться главным образом Законом РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции).

    Стражам порядка он предоставляет довольно широкие полномочия. При наличии данных о преступлении или административном правонарушении они имеют право (подп. 25 п. 1 ст. 11 Закона о милиции):
  • проводить проверки и ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности;
  • изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии;
  • осматривать производственные, складские, торговые и иные служебные помещения, другие места хранения и использования имущества;
  • досматривать транспорт;
  • изучать документы о финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности;
  • изымать образцы сырья, продукции и товаров для исследований и экспертиз.
Предполагается, что новая Инструкция ограничит возможность произвольного толкования этих полномочий.

ТРИДЦАТЬ ДНЕЙ НА ПРОВЕРКУ

Инструкция разъясняет, чем проверка отличается от ревизии. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. А ревизия - это комплексное контрольное мероприятие по исследованию названных областей деятельности.
Главное изменение, которое новый документ вносит в малоприятную процедуру проверки (ревизии), состоит в том, что Инструкция не предусматривает возможности опечатывать кассу, помещения и места хранения документов, денег, товаров. Будем надеяться, что эта мера поможет предотвратить появление ситуаций, когда проверяющие фактически парализуют работу предприятия.
!Кроме того, отныне основанием для проведения проверки или ревизии может служить только мотивированное постановление начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя по установленной форме (Приложение N 1 к Инструкции). К Приказу от 02.08.2005 N 636 прилагается длинный перечень милицейских чинов (от министра до начальника городского или районного отдела внутренних дел), которые будут выносить такие постановления.
В постановлении указываются имена сотрудников милиции, проводящих проверку. Изменение состава проверяющих также оформляется в виде постановления.
!Из содержания Приложения N 1, которое утверждает форму постановления, следует, что проверяющие обязаны под роспись предъявлять его представителям фирмы или предпринимателю.
На все связанные с проверкой или ревизией процедуры Инструкция отводит не более 30 дней. Причем этот срок начинается в день вынесения постановления о проведении проверки (ревизии), а не в тот день, когда проверяющие явились на предприятие. Проверка (ревизия) заканчивается в день подписания всеми проверяющими соответствующего акта.
По результатам проведения проверки или ревизии сотрудниками милиции составляется акт по форме, закрепленной в приложениях N 5 или N 6 к Инструкции. В них отражаются все выявленные нарушения законодательства.
Затем милиция может направить материалы по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ), а также возбудить дело об административном правонарушении либо завершить проверку (ревизию) "в связи с неустановлением нарушения законодательства".

ПРАВА КОММЕРСАНТА

Какие же права Инструкция гарантирует фирмам и индивидуальным предпринимателям, к которым нагрянули проверяющие в погонах?
Прежде всего представители юридического лица, а также предприниматель либо его представители вправе присутствовать при проверке (ревизии). Но только в том случае, если она проводится в занимаемых этим юридическим лицом либо предпринимателем помещениях (на его территории).
!Если в ходе этого мероприятия у коммерсанта изымаются подлинники документов, проверяющие обязаны составить протокол изъятия и опись таких документов, изготовить с них копии, заверить копии подписью должностного лица, проводящего проверку (ревизию) и передать представителю юридического лица либо предпринимателю (его представителю).
Если же изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов по каким-то причинам невозможно, должностное лицо, проводящее проверку (ревизию), передает заверенные копии документов представителю юридического лица либо индивидуальному предпринимателю (его представителю), у которого были изъяты подлинники, в течение пяти дней после этого. Об этом делается запись в протоколе изъятия.
Впрочем, те же самые права бизнесменам гарантирует и подп. 25 п. 1 ст. 11 Закона о милиции. Однако, принимая во внимание то, что чиновники в своей работе ориентируются не столько на закон, сколько на ведомственные акты, можно надеяться, что внесение названных правил в Инструкцию МВД поможет защитить интересы коммерсантов.
!Наконец, бизнесмен вправе получить акт, который оформляется по результатам проверки или ревизии. Он составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Один экземпляр вручается представителю организации либо предпринимателю (его представителю) под расписку.
Оговоримся, что получение этого акта - не только право, но и обязанность проверяемого. Ведь в случае невозможности его вручить (в том числе при отказе от его получения) в акте делается соответствующая отметка, удостоверенная подписями проверяющих. В таком случае экземпляр акта направляется проверяемому заказным письмом не позднее чем на следующий день после окончания проверки (ревизии).
А вот право предпринимателя или представителя организации требовать включения в акт своих замечаний по поводу действий сотрудников милиции в ходе проверки (например, о том, что проверка проводилась не темисотрудниками, что были перечислены в постановлении о ее назначении) в Инструкции не предусмотрено. Следовательно, предпринимателям и директорам организаций заявлять свое несогласие с действиями проверяющих нужно в отдельных жалобах на имя должностного лица, которое назначило проверку (ревизию).

ИНСТРУКЦИЯ
Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 августа 2005 г.
Регистрационный № 6891
Опубликован 12 августа 2005 г.

Министерства внутренних дел Российской Федерации
Приказ от 02.08.2005 № 636
«Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности»

    В целях обеспечения законности и обоснованности проводимых сотрудниками милиции проверок и ревизий в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции"1, - приказываю:
  1. Утвердить:
    1. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (приложение № 1).
    2. Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок, ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (приложение № 2).
  2. Начальникам департаментов, подразделений непосредственного подчинения МВД России, начальникам главных управлений МВД
  3. России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений и управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации организовать изучение Инструкции и обеспечить безусловное соблюдение установленных ею требований при проведении проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности.
  4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Министр генерал-полковник милиции
Р. Нургалиев

Приложение № 1 к приказу Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности

  1. Общие положения
    1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения проверок и ревизий, осуществляемых при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

    2. При организации и проведении проверок и ревизий, оформлении и реализации их результатов сотрудники милиции обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции"1 (далее - Закон Российской Федерации "О милиции"), другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией.
    3. Проверка, ревизия проводится в срок не более 30 дней.

    4. Началом срока проведения проверки, ревизии является день вынесения постановления о ее проведении. Окончанием срока проведения проверки, ревизии является день подписания всеми проверяющими акта проверки, ревизии.
    5. В том случае, если проверка, ревизия проводится в занимаемых юридическим лицом, либо лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица помещениях (территории), представители юридического лица, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представители могут присутствовать при ее проведении.
    6. При наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела, начальником органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителем выносится мотивированное постановление о назначении проверки, ревизии по установленной форме (приложение № 1).
      Постановление о проведении проверки, ревизии регистрируется в специальном журнале (приложение № 2).
    7. Состав сотрудников милиции, проводящих проверку, ревизию, указывается в постановлении на проведение соответствующего проверочного мероприятия.
      В случае изменения состава проверяющих выносится постановление о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки, ревизии (приложение № 3), которое регистрируется в журнале, указанном в пункте 4 настоящей Инструкции.
    8. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению проверки, ревизии могут привлекаться специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.
    9. В ходе проведения проверки, ревизии может применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные технические средства фиксации< данных. Материалы, полученные в результате применения технических средств при проведении проверки, ревизии, прилагаются к акту проверки, ревизии, в котором делается отметка о применении этих средств.
    10. При проведении проверки, ревизии сотрудники милиции вправе изымать документы (либо их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов (либо их копий) (приложение №4).
      Если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются подписью должностного лица, проводящего проверку или ревизию. Копии документов передаются представителю юридического лица, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (его представителю), у которого изымаются подлинные документы.
      В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел (органа милиции), проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов представителю юридического лица, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (его представителю), у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе изъятия.
    11. В случае необходимости проведения в ходе проверки, ревизии осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, досмотра транспортных средств, изучения документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изъятия отдельных образцов сырья, продукции и товаров, соответствующие действия производятся в порядке, установленном пунктом 25 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции".
      Если осуществление данных действий предусмотрено в постановлении о проведении проверки, ревизии, вынесение специального постановления об их проведении не требуется.
  2. Порядок назначения проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности и оформления ее результатов
    1. Проверку финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее - проверка) назначают уполномоченные на то должностные лица органа внутренних дел (органа милиции), указанные в приложении № 2 к приказу МВД России "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности", в целях проверки имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
    2. Проверка проводится сотрудниками милиции, в должностные обязанности которых входит выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
      К проверке могут привлекаться сотрудники Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалисты - ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.
    3. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
    4. По результатам проведения проверки сотрудниками милиции составляется акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (далее - акт проверки) (приложение № 5).
    5. В акте проверки отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные имеющие значение обстоятельства.
      Акт проверки составляется и в том случае, если нарушения законодательства в ходе проведения проверки не выявлены.
    6. В акте проверки в обязательном порядке отражаются:
      1. полное и сокращенное наименование проверяемого юридического лица (фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица);
      2. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
      3. место проведения проверки;
      4. специальные звания, фамилии, имена, отчества, наименования должностей лиц, проводивших проверку;
      5. дата начала и окончания проверки;
      6. все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений;
      7. сущность правонарушения, способ его совершения;
      8. ссылки на документы и иные обстоятельства, подтверждающие факт нарушения законодательства с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
      9. факты непредставления каких-либо документов;
      10. обобщенные выводы о результатах проверки.
    7. В случае необходимости в акте проверки дополнительно могут быть отражены сведения, указанные в пунктах 23, 24 настоящей Инструкции.
    8. Акт проверки составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими.
      Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции).
      Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителю) под расписку с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта проверки. В случае отказа от получения акта проверки, а также при невозможности вручить акт проверки по иным обстоятельствам, об этом делается отметка в акте проверки, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта проверки направляется юридическому лицу (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.
  3. Порядок назначения ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности и оформления ее результатов
    1. Ревизию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее - ревизия) назначают уполномоченные на то должностные лица органа внутренних дел (органа милиции), указанные в приложении № 2 к приказу МВД России "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности", в целях проверки имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
    2. Ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.
      К ревизии могут привлекаться сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел.
    3. Ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
    4. По результатам проведения ревизии сотрудниками милиции составляется акт ревизии финансовой хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (далее - акт ревизии) (приложение № 6).
    5. В акте ревизии отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные имеющие значение обстоятельства.
      Акт ревизии составляется и в том случае, если соответствующие нарушения законодательства в ходе проведения ревизии не выявлены.
      Акт ревизии должен состоять из трех частей: общей, описательной и итоговой части.
    6. В общей части акта ревизии в обязательном порядке отражаются обобщенные сведения о проведенной ревизии, а также указываются:
      1. полное и сокращенное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица);
      2. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
      3. место проведения ревизии;
      4. специальные звания, фамилии, имена, отчества, наименования должностей лиц, проводивших ревизию;
      5. период, за который проведена ревизия;
      6. дата начала и окончания ревизии;
      7. фамилии, имена и отчества представителей юридического лица (лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо его представителя).
        В случае если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;
      8. место регистрации юридического лица (лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), а также места осуществления финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (указывается в случае осуществления деятельности не по месту регистрации);
      9. сведения о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об открытых в банках расчетных и валютных счетах, о принятой учетной политике;
      10. документальное подтверждение наличия права на осуществление лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);
      11. документальное подтверждение фактически осуществляемых видов деятельности, в том числе запрещенных законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии.
    7. Описательная часть акта ревизии должна комплексно отражать все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений.
      Обязательному отражению в описательной части подлежат: сущность нарушения законодательства, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности, либо хозяйственная операция, к которому (к которой) данное нарушение относится, ссылки на документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а также факты непредставления каких-либо документов.
    8. В итоговой части акта ревизии подлежат отражению выводы о результатах ревизии.
    9. Акт ревизии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими.

    10. Первый и второй экземпляры акта ревизии вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции).
      Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителю) под расписку с отметкой в первом экземпляре акта ревизии. В случае отказа от получения акта ревизии, а также при невозможности вручить акт ревизии по иным обстоятельствам об этом делается отметка в акте ревизии, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта ревизии направляется юридическому лицу (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания ревизии.
  4. Реализация результатов проверок, ревизий
    1. По результатам проверки, ревизии принимается одно из следующих решений:
      1. о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления с последующим принятием решения в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
      2. о направлении материалов проверки для рассмотрения в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
      3. о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
      4. о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
      5. о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства Российской Федерации.

Источник: АКДИ и "Экономика и жизнь"


Исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа

29.08.2005


Могут ли иностранные граждане (не резиденты РФ) создать на территории РФ ОАО, ЗАО, ООО?

24.08.2005


Информация, телефонный код Москвы с 1 декабря будет изменен

24.08.2005


ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ". (предисловие, закон, положение)

14.08.2005


Временный порядок обеспечения лицензионной деятельности

11.08.2005


С днем строителя

11.08.2005


Перспектива лицензирования в строительстве. Сертификация или контроль качества?

04.08.2005


Интересная новость. Пересмотра тарифов на ОСАГО не будет...

28.07.2005


В техническом регулировании в нашей стране происходят революционные преобразования.

28.07.2005


Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14]

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Наши клиенты     Наши партнеры    О нас