Центр лицензирования & сертификации

м. Лубянка, Фуркасовский пер. дом. 3, под. 2, этаж 3

(495) 730-53-63

  Полезно знать
  Новости
Лицензирование
Сертификация
Юридические услуги
Классификаторы
Информация
Полезно
  Интернет магазин
  Адреса ИМНС, ПФ ...
  Обучение
  Новости
  ОКВЭД
Помощь
О нас
Новости LICENCING.RU
ООО, ЗАО и т.д. - будущая концепция для бизнеса

14.07.2005

"Курс интенсивной терапии предлагает МЭРТ в своей концепции бизнесу"

     В продолжение темы реформирования корпоративного законодательства рассмотрим революционные новации, предложенные МЭРТ в своей Концепции. Планируется начать с внесения изменений в правовой статус юридических лиц.
     Сейчас общество с ограниченной ответственностью является наиболее распространенной формой. Она показала свою гибкость и эффективность для предпринимательской деятельности. Однако в настоящее время назрела необходимость ее совершенствования.
     Для этого предлагается исключить учредительный договор из числа учредительных документов ООО (как это имеет место в акционерном обществе). Наличие двух учредительных документов - устава и договора - усложняет систему управления в ООО, приводит к коллизиям и не обеспечивает дополнительной защиты интересов участников.
     В то же время МЭРТ намерен отказаться от свободного выхода участника из ООО, поскольку это подрывает стабильность и приводит к нарушению интересов других членов.
     Что касается общества с дополнительной ответственностью, то эту форму следует объединить с ООО. Сегодня она практически невостребована, поскольку возлагает на участников ОДО существенные дополнительные обременения и не дает никаких преимуществ. Достаточно предусмотреть в законодательстве возможность введения дополнительной ответственности участников ООО путем включения соответствующих положений в устав, если по каким-то причинам участники сочтут это необходимым.

РАБОТАЕМ "НА ПУБЛИКУ"

     МЭРТ считает, что закрытое акционерное общество сейчас не отвечает целям, для которых оно предназначено.
     Нормальным же состоянием АО является открытая форма без ограничений на обращение акций. ЗАО должно быть промежуточной, переходной формой. За ней в зависимости от обстоятельств может следовать либо привлечение капитала на открытом рынке (в этом случае переход от одной формы функционирования бизнеса к другой должен быть относительно простым), либо "консервация", а возможно, и еще большее "закрытие" путем реорганизации в ООО.
     Чиновники подчеркивают, что повышенные требования должны предъявляться к "публичным" компаниям, акции которых не только теоретически доступны неограниченному кругу лиц, но и реально обращаются на фондовом рынке. Различие между "публичным" и "непубличным" акционерным обществом должно определяться прежде всего размещением и обращением акций среди неопределенного круга лиц.
     Для таких компаний не могут применяться ограничения на свободное обращение акций (преимущественное право акционеров или самого общества на приобретение акций, отчуждаемых другими акционерами; соглашения между акционерами и т. п.), а также устанавливаются повышенные требования к раскрытию информации. Реестр владельцев ценных бумаг таких обществ обязательно должен вести спецрегистратор независимо от количества акционеров.
     Компания, которая не является публичной, вправе вводить ограничения на свободное обращение акций путем указаний на это в уставе либо заключением соглашений между акционерами. Акции такой "закрытой" компании не могут торговаться на бирже.
     По мнению МЭРТ, следует законодательно установить количественный критерий (например, не более 50 акционеров), в пределах которого будут допускаться ограничения на обращение акций. В противном случае они должны автоматически (даже без внесения изменений в устав общества) утрачивать силу. Таким образом, подобные требования рассматриваются как ограничения в правах на акции.
     Министерство предлагает предусмотреть условия и порядок отказа публичной акционерной компании от своего статуса (вплоть до перехода в "закрытую" форму) путем принятия соответствующего решения общим собранием акционеров. Следствием его могут быть отзыв акций общества с биржи и связанное с этим уменьшение издержек по раскрытию информации и даже введение запрета на свободное обращение акций данного общества (при своевременном уведомлении всех заинтересованных лиц). Это целесообразно, например, если размещение акций по открытой подписке произошло среди небольшого количества лиц либо, напротив, если акции размещены среди большого круга акционеров, но реально не обращаются. В настоящее время процедура "закрытия" общества законодательством не предусмотрена, что влечет дополнительные издержки для компаний.
     Необходимо отказаться от конструкции "акционерного общества работников" или "народного предприятия", представляющего собой гибрид акционерного общества и производственного кооператива, поскольку она противоречит общим принципам российского корпоративного законодательства.

УСТАВНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ

     Российским законодателем была взята на вооружение европейская практика установления минимального размера имущества, гарантирующего права кредиторов, в виде уставного капитала. Однако его размер (в 100 МРОТ - для ЗАО и 1000 - для ОАО) сводит эту норму к чистой формальности.
     С одной стороны, несмотря на запрет вносить в оплату уставного капитала отдельные виды объектов гражданских прав и требование проводить независимую оценку, существует огромное количество юридических лиц с "дутыми" капиталами. С другой - такие механизмы порождают дополнительные издержки для добросовестных участников, ограничивают их права (например, запрет на зачет в оплату уставного капитала требований участника к обществу).
     Реформаторы предлагают отказаться от детальной регламентации вопросов оплаты уставного капитала и предусмотреть контроль над активами юрлица на определенный момент. Это позволит другим участникам оборота судить о платежеспособности организации. Далее нужно отказаться от законодательного определения минимального размера уставного капитала и заменить его возможностью получения кредиторами сведений о стоимости чистых активов (к моменту окончания формирования имущественной основы учредителями).
     В министерстве считают необходимым отменить норму, запрещающую акционерному обществу выпускать облигации на сумму, превышающую его уставный капитал, при отсутствии внешних гарантий или поручительств. Потому что это положение не дает кредиторам дополнительной защиты и легко преодолевается на практике.
     Чиновники предложили отказаться от такого понятия, как номинальная стоимость акций или доли. Поскольку она отражает лишь стоимость имущества, подлежащую внесению при учреждении общества, и лишена смысла в дальнейшем. Ведь по прошествии даже незначительного времени с момента создания акция либо доля приобретает действительную стоимость, не связанную с номинальной.

ИЗ "НЕТУ" - КОНФЕТУ!

     При отказе от фиксированной номинальной стоимости акций возникновение дробных акций должно допускаться, поскольку это прямо предусмотрено в законе, однако перечень оснований должен быть расширен.
     При обращении ценных бумаг возникновение дробных акций следует признать там, где возможен конфликт интересов (например, при наследовании).

ЗАКОНОДАТЕЛИ ДОЛЖНЫ РЕШИТЬ ВОПРОСЫ:

     - порядка голосования;
     - сложения дробных акций, образовавшихся по различным основаниям;
     - указания их количества в простых или десятичных дробях.

     Во избежание вытеснения миноритарных акционеров путем консолидации можно рассмотреть иные законодательные решения, а именно:
     * расширить их компенсационные права с упразднением института дробных акций;
     * если при конвертации количества "старых" акций у миноритария недостаточно для обмена на одну "новую", целесообразно использовать принцип дополнения дробной акции до целой.

УЧЕТНАЯ СИСТЕМА: КОРОТКО И ЯСНО

     МЭРТ считает необходимым совершенствование правового регулирования учетной системы рынка ценных бумаг - регистраторов и депозитариев. Для этого надо четко определить понятие и правовой статус реестра владельцев ценных бумаг, права и обязанности регистраторов и депозитариев в различных ситуациях, в том числе при корпоративных конфликтах. Требует скорейшей регламентации правовой режим обязательственных отношений, возникающих в таком случае между владельцем ценной бумаги и лицом, учитывающим права на нее, для чего разумно урегулировать эти отношения специальным договором.
     Кроме того, МЭРТ настаивает на уточнении правового положения добросовестного приобретателя:
     - определить возможность, условия и порядок "виндикации" (истребования) ценных бумаг, права на которые учитываются записью на счете, в случае их списания помимо воли владельца;
     - отразить ограничения на возврат прежнему владельцу;
     - законодательно закрепить способы защиты прав акционеров при несанкционированном списании принадлежащих им ценных бумаг со счета.
     Своего решения требуют вопросы о статусе выморочных ценных бумаг.
     Отметим, что одним из существенных недостатков Концепции является отсутствие правил игры для бизнеса на переходный период, что может повлечь конфликты и злоупотребления. Разумно было бы описать хотя бы общие принципы перехода к новым отношениям.
     Итак, Минэкономразвития решительно вознамерилось помочь компаниям достойно ответить на вызовы современности. Если даже часть предложений будет принята в виде поправок, то российскому бизнесу, в том числе малому, придется пройти курс интенсивной терапии. Шоковой...

     Особое значение приобретает выработка критериев публичной компании. Таковыми необходимо считать акционерные общества, отвечающие одному из критериев:
     - размещение своих акций хотя бы однажды среди неограниченного круга лиц;
     - обращение акций среди неограниченного круга лиц на вторичном рынке в результате действий самого общества, его акционеров либо иных лиц (в том числе финансовых посредников), действующих от имени и в интересах общества или акционеров;
     - публичный статус компании определен уставом.

Материалы подготовлены редакцией газеты "Экономика и жизнь"
Н. НОВИКОВА, А. КОРЖЕВСКАЯ
эксперты


Закон о лицензировании изменился и вот в какую сторону (комментарии)

14.07.2005


Лицензирование в строительной отрасли: результаты и прогнозы

07.07.2005


Материалы конференции по внесению изменений в Федеральный закон

07.07.2005


Пояснительная записка к проекту ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

05.07.2005


Изменения в ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности.

05.07.2005


Закон о техническом регилирование (комментарии, прогнозы)

01.07.2005


О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности

27.06.2005


Отмена лицензирования. Комментарии ФЛЦ Росстроя.

16.06.2005


Поправки в законы "О лицензировании отдельных видов деятельности"

09.06.2005


Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14]

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Наши клиенты     Наши партнеры    О нас